Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
На главную
Краеведческий музей
Октябрьского района Ростовской области

О подвигах железнодорожников-октябрьцев в годы Великой Отечественной войны

29.07.2021


О подвигах железнодорожников-октябрьцев в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Наша дорога им. Ворошилова К. E. переведена на военное положение. На железные дороги нагрузка по перевозке грузов возросла в несколько раз. Необходимо было обеспечить фронт всем необходимым и одновременно вывозить эвакуированные вглубь страны заводы, людей, раненых солдат, запасы продовольствия и пр. Локомотивные и ремонтные бригады трудились, не считаясь со временем и отдыхом в условиях частых налетов и бомбежек вражеской авиации.

Во время налета вражеской авиации на ст. Лихая авиабомба попала в состав боеприпасов; машинист нашего депо вывел поезд на перегон, будучи контужен. Машинист Андрианов М. А. во время налета вражеской авиации на ст. Горная вывел поезд с боеприпасами на перегон. Во время бомбежки на ст. Зверево погиб на паровозе кочегар Гладких М. П. В боях за Ростов погибли на паровозах машинист Кузнецов Ф. Я. и помощник машиниста Пыльцин А. С. При отступлении нашей армии в 1942 году на перегоне Локомотивстрой-Хотунок погиб машинист Петровский К. С. Вождение поездов в условиях налета вражеской авиации требовало от локомотивных бригад большого мужества, внимания и изобретательности. Так, машинист Белан И. Г. применил метод ложного попадания авиабомбы на паровоз. При выбросе бомбы самолетом на паровозе приоткрывались продувные краны котла и цилиндров паровых машин. Увеличивалась подача топлива в топку, чтобы из трубы шел черный дым. Паровоз обволакивало дымом и паром. Самолет, сделав облет паровоза удалялся, убедившись в том, что паровоз уничтожен. Этот метод был распространен среди всех локомотивных бригад и спас немало людских жизней. В 1941 году при подходе фашистских войск к Ростовской области и занятии г. Ростова фашистскими войсками локомотивное депо Каменоломни было эвакуировано. В ноябре 1941 г. все оборудование депо возвращено и вновь пущено в работу.
Во второй половине ноября 1941 г. немцы вплотную подошли к Ростову со стороны Таганрога. В это время бригада паровоза «ФД» 20- 1579 во главе с машинистом Федором Яковлевичем Кузнецовым получила приказ вывести из поселка Каменоломни в Батайск состав с хлебом.
- Когда состав с хлебом подъехал к Александровке, дорога уже обстреливалась фашистами. Но Кузнецов под огнем противника повел состав дальше и, прорвался через Александровку. Без свистков проследовали дальше, где дорога была еще свободна. В Кизитеринке на ходу в хвост поезда зашел толкач, дали «зеленый» на Батайск. Так состав с хлебом был доставлен в назначенное место, а бригада получила новое задание: вернуться в Каменоломни за другим составом. Но фашисты уже ворвались в Нахичевань (сейчас Ростов-товарный). Путь на Каменоломни был закрыт. Последовал новый приказ: «Ехать назад в Батайск». Паровоз двинулся задним ходом. Но в Ростове у железной дороги неожиданно появились немецкие танки и открыли по паровозу огонь. Снаряды рвались кругом. Кузнецов остановил паровоз и приказал помощнику и кочегару прыгать на защищенную от стрельбы сторону и бежать в укрытие. В этот момент один из снарядов попал в котел паровоза. Раздался страшный взрыв, всех обдало кипятком.
Обожженный, израненный, Кузнецов не покинул паровоз. Целые сутки он пролежал в кабине машиниста. На второй день его обнаружили местные мальчишки и ночью перенесли в ближайший дом. Он был в сознании, рассказал все о себе. Ноги его были иссечены осколками, а все тело обварено кипятком. К утру, после страшных мучений, он умер. Здесь же недалеко от паровоза лежал убитый помощник машиниста Пыльцин. Сначала их похоронили на месте гибели, позже тела перевезли в Каменоломни и похоронили в братской могиле в парке. Остался в живых только кочегар Василий Гущин.

Федору Яковлевичу Кузнецову еще до войны присвоили звание «Лучший машинист дороги». Он имел много наград и поощрений. Был награжден именными часами, но в семье они не сохранились: в период оккупации мародер-фашист вырвал их из рук жены Кузнецова. Кузнецов был надежным другом, душевным и скромным человеком, любил семью, ценил жизнь.

В память о Ф. Я. Кузнецове восстановленному паровозу ФД 20-1579 было присвоено его имя, на нем с обеих сторон были прикреплены таблички с надписью: «На этом паровозе 18 ноября 1941 г. при обороне города Ростова от немецко-фашистских захватчиков при исполнении служебного долга погиб лучший машинист, коммунист Кузнецов Федор Яковлевич».

Благодарные потомки никогда не забудут и подвиг паровозной бригады Беспалова Георгия Наумовича. Работая в прифронтовой полосе, в условиях постоянных бомбежек и обстрелов с самолетов, бригада не покидала паровоз в течение 180 часов. Следуя с боеприпасами к линии фронта, попала в снежный занос. Положение было критическим, вода в тендере была на исходе, а неподвижный состав с боеприпасами – хорошей мишенью для вражеских самолетов. Чтобы не потушить котел паровоза, тов. Беспалов Г. Н. организовал его питание снегом, а сам принял меры к вызову снегоочистителя. Ценный фронтовой груз был доставлен по назначению в срок. За самоотверженный труд Беспалов Г. Н. был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
Такой же героический подвиг совершил поездной вагонный мастер ст. Каменоломни Евтухов Н. Л. Он сопровождал поезд с военным грузом. В дороге нагрелась букса, назревала авария. Надо было останавливать поезд, чтобы устранить горение буксы. Но Евтухов привязал себя к борту платформы ремнем и проволокой и, рискуя жизнью, на ходу устранил неисправность. Поезд прибыл к месту назначения вовремя.

Мы поздравляем всех с Днем железнодорожника и желаем крепкого здоровья, процветания, согласия и уверенности в завтрашнем дне!





Еще Новости





Архив новостей
пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       


Контакты
Адрес: ул. им. Крупской, д. 32, р.п. Каменоломни, Октябрьский район Ростовской области
Директор: Кислякова Оксана Викторовна
Тел.: 8 (991) 087-29-42
E-mail: kmuzeyor@mail.ru